Фото: Юлия Нанаева

Кольский
полуостров

Навстречу северной Авроре

Реклама 2Vtzqx3jaHs
Рекламодатель – АО «Кордиант»

"Одно из главных достоинств Cordiant OFF ROAD 2 – их полная адаптация для российских реалий"

Эксперт - Егор Васильев

Автомобильный журналист, эксперт по технологиям повышения водительского мастерства, кандидат технических наук

"Эти шины работают не только в городах с их отличным асфальтовым покрытием, но и в суровых северных условиях, где погода капризна, и есть и грунт, и песок, и гравий. На первый план там выходит способность шин выдерживать повышенные нагрузки – и Cordiant с этой задачей справляется прекрасно.

OFF ROAD 2 гармонично сочетают в себе управляемость, комфорт, долговечность и, как следствие, безопасность."

Мурманская область,
Средний и Рыбачий полуостров

Для жителей европейской части России Кольский полуостров – настоящий край света и одновременно с этим самое логичное направление для знакомства с пронзительной экзотикой Заполярья, дегустации свежайших морепродуктов и любования всполохами северного сияния.

Для автолюбителей Кольский полуостров – идеальный полигон для испытания своих железных коней и их шин-подков на различных дорогах Мурманской области. Часто тест-драйвы устраивают в тундрах полуостровов Средний и Рыбачий – во многом потому, что расположенный на Рыбачьем мыс Немецкий считается самой северной континентальной точкой европейской части России.

Терский берег

Но ничуть не менее интересно “ударить автопробегом” по куда менее известному Терскому берегу, который (как и весь Кольский) еще называют Терской стороной или Терским наволоком.

Кандалакша

Здесь вообще в ходу свой язык – например, покрытые лесом возвышенности местные именуют “вараками”, природные смотровые площадки у моря – “гляденями”, лесистые островки – “лудами”.

Протянувшаяся вдоль Терского берега дорога – неплохой по северным меркам асфальт. Первое время она послушно подстраивается под изгибы Кандалакшского залива Белого моря, и останавливаться на фото-пит-стоп хочется буквально через каждые 5-10 минут! Асфальт сменяется каменистой грунтовкой лишь на отрезке между селами Оленица и Кашкаранцы.

Умба, Мыс Аннин крест

Но серьезный привал стоит сделать в Умбе – деревне с крепкими избами и небольшим этнографическим музеем, где выставлены картины из аметистовой крошки (вблизи соседнего мыса Корабль поморы разрабатывали аметист еще в VI веке) и козули (обрядовые фигуры из ржаного теста).

Его гиды также берутся сопроводить путешественников на древний “вавилон” на мысе Аннин крест (“вавилоны” – языческие лабиринты из каменных кругов) и, по предварительной договоренности, устроить экскурсию в таежный заказник “Канозерский”.

Фото: Епишев Андрей

тоня Тетрина
Историко-этнографический комплекс

Нельзя пропустить и посещение тони́ “Тетрина” на Турьем мысу (слово “тоня́” означает рыбацкий промысловый хутор), где сейчас устроен историко-этнографический комплекс под открытым небом, можно отобедать в кафе (вся посуда сделана вручную из дерева и керамики), принять ванну с морскими водорослями и на время раствориться в шуме волн и крике чаек.

Село Кашкаранцы

После пересечения границы Полярного круга (на которой установлен соответствующий знак) попадаешь в село Кашкаранцы, славное действующим маяком и условно действующей деревянной церковью.

Село Кузомень

Еще дальше – полузанесенное песком село Кузомень, этакая “Куршская коса в миниатюре”: из-за отсутствия растительности прибрежные дюны отвоевывают себе все новые площади, а из-за отсутствия людей здесь образовался и вольготно чувствует себя табун одичавших лошадей.

Село Варзуга

Логичный финал путешествия по Терскому берегу – старинное село Варзуга: несколько лет назад оно отметило свой 600-летний юбилей. Интересно, что Варзуга исторически состоит из двух частей, Успенской и Никольской сторон, аккурат пополам разделенных рекой – моста их жители так и не “нажили” и пользуются моторными лодками (летом) или снегоходами (зимой).

Фото: Любовь Крючкова

В селе тоже есть музей поморской культуры, но куда интереснее познакомиться не только с его экспонатами, но и с украшающей село шатровой Успенской церковью, построенной в XVII веке без единого гвоздя, и основанным еще соловецкимими монахами Афанасьевским храмом.

Пройдите тест!
Летнее автопутешествие вместе с Cordiant